Первоуральск
Статьи
Главная » Статьи » Краеведение » Краеведение |
ВЕРОЯТНО, многие и не знают, что существует целый цикл легенд о подземельях в Билимбае. Условно их можно разделить на две группы: русские подземелья и подземелья башкирские, оставшиеся еще от тех, кто жил на территории поселка до прихода русских. Самое таинственное место в Билимбае — это, конечно, здание церкви. Чего только о ней не рассказывали! Старожилы помнят, что длительное время она стояла заброшенная. Окна и двери были заколочены досками доступ в подвал, на купол свободный. В огромном здании было только несколько обитаемых уголков, таких как кинозал. Это был рай для мальчишек. Из уст в уста передавались рассказы о кладах, привидениях, о склепах, о людях, по ночам тайком устраивавших в разрушенном здании богослужения, о пляшущих огоньках и тому подобное. Для меня, проведшего детство в Билимбае. эти рассказы — память о тех беспечных годах: им но стоит придавать значения, и рассказы эти медленно выветривались у меня из памяти. А вот ныне покойный В. А. Дротксвич. руководитель билимбаевского музея, однажды заинтересовался этими легендами и навел кое-какие справки. И оказалось, что это не просто страшилки, которыми мальчишки пугали друг друга, а нечто совсем другое. Оказалось, например, что Билимбаевская церковь была до закрытия весьма богата, служителям и церковному приходу удалось многое спрятать. Церковные сокровища — это ведь не только золото и серебро, кресты и драгоценные оклады икон. но и предметы культа, внешне даже ничем и не примечательные. Так, по словам Дроткевича, исчезла большая икона, писанная на холсте, даже и не икона, а большая картина «Божья матерь с младенцем» кисти великого русского художника Иванова, рукописные книги. От себя могу добавить, что удалось сохранить от конфискации даже часть церковного золота. Стоимость только одной картины И пап о па — это сотни тысяч рублей. Конечно, после этого появятся и приведения. И блуждающие огоньки, и люди в черном по ночам. Вероятно, сокровища вынести из церкви было нельзя. Да и кому охота класть голову пол топор и прятать ценности у себя дома. В этих условиях и начали рождаться легенды о подземных ходах, как ответ на вопрос, где бы мог находиться клад. Рассказывают, что существовал подземный ход от церкви к дому священника, и этим якобы объяснялось неожиданное появление и исчезновение билимбаевского батюшки во время службы. Сообщалось, что ход этот начинался в подвале церкви за железной дверью, что он кирпичный, что освещался он при необходимости свечами, свечи эти крепились в массивные кованые подсвечники, вбитые в стену. Такое обилие деталей наводит на мысль что ход был известен многим. Существует еще один ход, но известия о нем более глухи и подробностей здесь мало. Легенды рассказывают, что дом управляющего заводом был связан подземным ходом с территорией завода. Поскольку церковь и дом управляющего находятся рядом, то из этого хода можно было попасть и в церковь. В пользу и подтверждение этой легенды можно привести, только один факт: в конце 50-x годов произошел обвал хода, и образовалась воронка. Ее моментально засыпали отсевом. Поскольку все ре шили, что обвалился один из склепов, которых полно вокруг церкви, охотников спустится в воронку не нашлось.
Если оба названных подземных хода не противоречат исторической действительности (такие сооружения нередки на уральских заводах и в монастырях), то легенды о третьем подземном ходе, ведущем в сторону детской библиотеки, кажутся совсем невероятными. Смущает кажущаяся бессмысленность сооружения. если оно существует. Что стояло на месте дома детской библиотеки лет 150—200 назад? Только ответив на этот вопрос, можно предположить функцию подземелья. Во дворе библиотеки стоит древний колодец, и якобы туда, в сруб колодца, упирается подземный ход. Лет пять назад двое подростков спустили в колодец факел и осмотрели стенки Они рассказывали, что ясно видели прямоугольную дыру со стороны церкви. Самыми таинственными подземельями Билимбая оказываются, между тем, древние пещеры, которые существовали здесь еше до прихода русских. Почти все, наверное, знают, что Билнмбай стоит на платформе древнейших отложений известняка. Жители знают, что вода, которую они пьют из колонок, страшно насыщена известью, примерно один грамм на литр. Это результат растворения известняка водами, проса, просачивающимися с поверхности. Тысячелетиями, капля за каплей. Вымывалась известь, а глубоко под землей образовались причудливые пещеры, гроты, залы и бесконечные переходы. Там. под Билимбаем, текут реки, стоят безмолвные озера с голубой водой. Иногда подземные полости не выдерживают тяжести верхних пород и обрушиваются вниз, а на поверхности остаются следы катастрофы в: виде воронки разных размеров. Такие воронки можно видеть в Вилимбае по улице Металлистов, на поселковом кладбище, в Запрудке и других местах. Те. кто жил здесь до русских, знали входы в этот лабиринт и умело использовали пещеры в своих целях. Помните, что башкиры умели лечить многие болезни, а сам таинственный Билим мог лаже возвращать людям утраченную молодость. К Билиму стекались страждущие со всего Урала. Здесь они избавлялись от своих недугов, взамен оставляя своим лекарям золото, серебро, другие драгоценные вещи. Наряду с лечением травами использовался, вероятно, целебный микроклимат пещеры, радоновый воздух или что-то еще. Легенды указывают несколько предполагаемых входов в лабиринт. Это вход под Синим камнем на Билимбаевском пруду, на Могилнце, на Дюжонке, на горе Теплой, на горе Липовой. Самое интересное, что один из входов находится в подвале Билимбаевской церкви. Так ли это? Не знаю. Надо проверять. В. КОЖЕЙКИН. учитель истории школы № 5. | |
Просмотров: 1599 | | |
Всего комментариев: 0 | |