Понедельник, 23.11.2020, 18:48 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Статьи

Главная » Статьи » Краеведение » Краеведение

Таинственные подземелья

ВЕРОЯТНО, многие и не знают, что существу­ет целый цикл легенд о подземельях в Билимбае. Условно их можно раз­делить на две группы: русские подземелья и подземелья башкирские, оставшиеся еще от тех, кто жил на территории поселка до прихода рус­ских.

Самое таинственное ме­сто в Билимбае — это, конечно, здание церкви. Чего только о ней не рассказывали!

Старожи­лы помнят, что длитель­ное время она стояла заброшенная. Окна и две­ри были заколочены до­сками    доступ   в   подвал, на купол свободный. В огромном здании было только несколько обитаемых уголков, таких как кинозал.

Это был рай для мальчишек.

Из уст в уста передавались рассказы о кладах, привидениях, о склепах, о людях, по но­чам тайком устраивавших в разрушенном здании богослужения, о пляшущих огоньках и тому подобное.

Для меня, проведшего детство в  Билимбае. эти рассказы — память о тех беспечных годах:  им но стоит придавать зна­чения, и рассказы эти медленно выветривались у меня из памяти.

А   вот   ныне   покойный В. А. Дротксвич. руководитель билимбаевского музея, однажды заинтере­совался этими легендами и навел кое-какие справ­ки.

И оказалось, что это не просто страшилки, ко­торыми мальчишки пугали друг друга, а нечто совсем другое. Оказалось, например, что Билимбаевская церковь была до закрытия весьма богата, служителям и церковному приходу удалось мно­гое спрятать.

Церковные сокровища — это ведь не только золото и серебро, кресты и драгоценные оклады икон. но и предметы культа, внешне даже ни­чем и не примечательные. Так, по словам Дроткевича,  исчезла большая икона, писанная на холсте, даже и не икона, а большая   картина   «Божья

матерь с младенцем»  ки­сти великого русского ху­дожника   Иванова,    рукописные книги.

От себя могу добавить, что удалось сохранить от кон­фискации даже часть цер­ковного золота.

Стоимость только од­ной картины И пап о па — это сотни тысяч рублей. Конечно, после этого по­явятся и приведения. И блуждающие огоньки, и люди в черном по ночам. Вероятно, сокровища вы­нести из церкви было нельзя. Да и кому охота класть голову пол топор и прятать ценности у се­бя дома.

В этих условиях и на­чали рождаться легенды о подземных ходах, как ответ на вопрос, где бы мог  находиться  клад.

Рассказывают, что су­ществовал подземный ход от церкви к дому свя­щенника, и этим якобы объяснялось неожиданное появление и исчезновение билимбаевского батюшки во время службы. 

 Сообщалось, что ход этот на­чинался в подвале церкви за железной дверью, что он кирпичный, что осве­щался он при необходи­мости свечами, свечи эти крепились в массивные кованые подсвечники, вби­тые в стену.

Такое  обилие     деталей наводит на   мысль       что ход был известен многим.

Существует еще один ход, но известия  о    нем более   глухи   и   подробно­стей здесь мало.

   Легенды рассказывают,     что     дом управляющего        заводом был    связан      подземным ходом   с   территорией   завода.    Поскольку   церковь и   дом   управляющего   на­ходятся  рядом,   то       из этого  хода   можно  было попасть  и   в  церковь.

 В   пользу   и   подтверждение этой легенды мож­но привести, только  один факт: в конце 50-x годов произошел обвал хода,  и образовалась воронка. Ее моментально засыпали от­севом.

Поскольку все ре шили, что обвалился один из склепов, которых пол­но  вокруг  церкви,     охотников спустится в воронку не нашлось.

 

Если   оба       названных подземных   хода   не   противоречат    исторической действительности     (такие сооружения    нередки    на уральских    заводах    и   в монастырях),   то  легенды о   третьем   подземном   хо­де,    ведущем     в  сторону детской библиотеки,     ка­жутся  совсем     невероят­ными. 

 Смущает       кажущаяся       бессмысленность сооружения.      если     оно существует.     Что   стояло на месте      дома    детской библиотеки лет 150—200 назад?

Только ответив на этот вопрос, можно пред­положить  функцию    под­земелья.  Во дворе библио­теки стоит древний коло­дец, и якобы туда, в сруб колодца,    упирается под­земный ход.

Лет пять назад двое подростков спустили в колодец факел и осмотрели стенки Они расска­зывали, что ясно видели прямоугольную дыру со стороны церкви.

Самыми таинственными подземельями Билимбая           оказываются,

между тем, древние    пе­щеры, которые существо­вали здесь еше до прихода   русских.   Почти     все, наверное, знают, что Билнмбай стоит      на  платформе    древнейших     от­ложений известняка. Жи­тели  знают,    что      вода, которую они пьют из ко­лонок, страшно насыщена известью,   примерно один грамм на литр. Это    результат  растворения    из­вестняка   водами,    проса, просачивающимися с поверхно­сти.

Тысячелетиями,    капля за  каплей.      Вымывалась известь, а глубоко под землей образовались причудливые пещеры, гроты, залы и бесконечные пе­реходы. Там. под Билимбаем, текут реки, стоят безмолвные озера с голу­бой водой.

Иногда подземные по­лости не выдерживают тяжести верхних пород и обрушиваются вниз, а на поверхности          остаются

следы катастрофы в: виде воронки разных размеров. Такие воронки    можно видеть в Вилимбае по ули­це   Металлистов,   на     поселковом кладбище, в Запрудке и других местах.

 Те.  кто жил здесь   до русских,  знали     входы в этот лабиринт      и умело использовали   пещеры    в своих   целях.       Помните, что башкиры умели    лечить многие болезни,     а сам   таинственный   Билим мог лаже возвращать лю­дям   утраченную      молодость.   К   Билиму     стека­лись страждущие со всего Урала.   Здесь   они   избавлялись  от  своих  недугов, взамен   оставляя       своим лекарям   золото,   серебро, другие драгоценные вещи. Наряду  с  лечением   тра­вами использовался,     вероятно,   целебный   микро­климат пещеры,     радоновый  воздух    или    что-то еще.

Легенды указывают не­сколько     предполагаемых входов  в  лабиринт.     Это вход   под    Синим   камнем на Билимбаевском пруду, на Могилнце, на Дюжонке, на  горе Теплой,  на горе Липовой.  Самое интересное,   что   один       из входов   находится   в   под­вале  Билимбаевской церкви.

Так  ли это?

Не    знаю.

Надо проверять.

В. КОЖЕЙКИН. учитель истории шко­лы № 5.

Категория: Краеведение | Добавил: Gusev (27.05.2015)
Просмотров: 1037 | Теги: Билимбай, Свято-Троицкая церковь | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar